?

Log in

No account? Create an account
«Русалка», Анна Меликян, 2007 - Мыслительный хам

> Свежие записи
> Архив
> Друзья
> Личная информация
> www.pipopolam.ru

Ноябрь 28, 2008


Previous Entry Поделиться Next Entry
05:51 am - «Русалка», Анна Меликян, 2007
    Трагикомедия-фантасмагория.
    В 2004 вышел первый фильм Анны Меликян «Марс», симпатичное и необычное кино без больших претензий. В 2007 на «Кинотавре» режиссер представила свою вторую картину. И отзывы критиков сразу навели на мысль, что если «Марс» был только пробой пера, то «Русалка» — настоящая, большая работа теперь уже именитого автора. Статьи наперебой хвалили детали сценария, режиссуры и актерской игры. То есть зрителя изначально настроили на нечто выдающееся, что разумно с точки зрения повышения сборов, но при многократном повторении разочаровывает, что теперь и проявляется в падении интереса к отечественному кино. Но чем же на самом деле оказалась «Русалка»?
    Для начала — фабула. Маленькая девочка Алиса живет у моря с мамой и бабушкой, ждет возвращения отца, которого никогда не видела, и мечтает стать балериной. Мама больше занята собой, чем дочерью, и в решающий момент девочка не попадает в балетную школу. Примерно в то же время Алиса узнает, что мама на самом деле не ждет никакого папу, который, конечно же, никогда не вернется. Так как обе заветные мечты разбиваются в пух и прах, шестилетняя девочка принимает решение замолчать. Совсем. И так она живет, не проронив ни слова, до 17 лет. А в 17 наступает время больших перемен. Алиса вдруг открывает в себе талант: оказывается, она умеет исполнять желания. Может — свои, а может и чужие. Только со своими все складывается как-то криво — желания сбываются, но почему-то при этом всегда страдают совершенно посторонние, невинные люди. Так исполнилось алисино желание уехать в Москву, а потом — поступить в институт, но когда она поняла, что каждый раз, когда ей хорошо, кому-то обязательно плохо, то запретила себе желать. Так прошло еще некоторое время, и тут Алисе стукнуло 18.
    И вот, в свой день рождения она встретила того, ради которого всё. Того, чьими желаниями можно жить. Того, кого нужно спасать. Этот кто-то — молодой преуспевающий бизнесмен, со скверным характером и стеклянным взглядом, которому осточертело все на свете, и в первую очередь свое дело. Когда он пришел на Москву-реку топиться, Алиса вытащила его из воды (примечательно, что актер Евгений Цыганов уже однажды тонул в кино — в картине «Космос как предчувствие» :). Дальше рассказывать сюжет, наверное, не стоит, а лучше перейти к оценке.
    Картина, с какой стороны ни посмотри, хорошо сделана. Чем от нее абсолютно не веет — это традиционной отечественной кустарщиной. Здесь все выполнено как минимум на «хорошо», и нет ни единого момента, который требовал бы снисходительности к авторам. Это ровное кино, что сейчас у нас даже большая редкость, чем просто кино хорошее. Если «Марс» местами действительно походил на капустник, то здесь уровень совсем иной.
    Но, увы, не все благополучно в Датском королевстве. Что смущает— при очевидном замахе на «нетленку», нам подсунули — добротную, качественную, но все же рядовую картину, никак не достойную называться открытием. Все это уже мы где-то видели, слышали или читали, может даже не раз. Прозвучало справедливое мнение: если бы ни пара постельных сцен, это была бы отличная лента для детей двенадцати лет. А так — фильм вызывает ощущение некой пустоты: вроде, все правильно и замечательно, но — и что, это все? Ощущение коробки от торта, в которой лежит вполне съедобный батон обычного хлеба. Это не новая болезнь, и нередко подобные претензии на бессмертное творение заканчивались полным «пшиком», но иногда — выходили вот такие довольно приличные работы, вызывающие некоторый диссонанс восприятия.
    Итого, смотреть фильм, конечно, можно. А тем, кому хочется хорошего русского кино — даже нужно. Не стоит только ждать откровений, как ни провоцируют на это и сюжет, и стилистика картины. Здесь много правильного и мало нового. Возможно, вот таким и должно быть среднестатистическое отечественное кино. Пока что, к сожалению, фильм значительно выше среднего уровня.



Описание диска у меня на сайте
Местонахождение: Дома
Музыка: Joe Dassin, "Et L'Amour S'en Va"

(4 комментария | Оставить комментарий)

Comments:


[User Picture]
From:alek_morse
Date:Ноябрь 28, 2008 03:45 am
(Link)
?
...не знаю, возможно, это повлияло обсуждение на "Закрытом показе", но в вашей рецензии я увидел некоторое принижение достоинств картины. Во всяком случае, я уже где-то читал или слышал, как это фильм оценили как "не больше, чем добротное кино, не тянущее на выдающийся".

Конечно, это не Тарковский и не Эльдар Рязанов. Это своё, авторское кино режисссеры Анны Меликян с талантливой актерской работой Маши Шалаевой.

Я помню, как кто-то из критиков старался поставить этот фильм в один ряд с "Амели" - некая внешняя схожесть истории, современный киноязык с претензией на новаторство. Но само это сравнение ничего, по-моему, не давало. Есть ли вообще ряд, в котором стоит "Амели" и куда нужно поставить "Русалку"? Мне это напоминает вечное парное со-существование "Одиссеи-2000" Кубрика и "Соляриса" Тарковского. В каком одном ряду они могут стоят? Только в очень формальном - фильмы о космоме из-за разных сторон Железного Занавеса, и один из фильмов сделан как бы в ответ на другой.

Борхес (и не только он) как-то посчитал сколько в истории мировой литературы сюжетов.
Так и с этим фильмом: можно найти кино про Алису, про лимитчиков, про неразделенную любовь, про исполнение желаний... всё это было, и всё это будет.

Так чем же, на мой взгляд, уникален фильм "Русалка", причем, настолько, что просто добротным я бы его не назвал? Это прежде всего фильм о нашем времени. Это удивительно современный фильм. Здесь "реализм" той же пробы, что и в "Дневном дозоре" и "Иронии судьбы-2". Знаю, что эти ленты нещадно критикуются, но для меня очевидно, что Бекмамбетов ухватил какую-то сердцевину нашего момента, в котором мы пребываем - с этим гламуром, перемешанным с реализмом, магией и чувством под названием "обухом по голове".

Если посмотреть на историю как таковую, то окончиться иначе как "ничем", точнее, как стиранием из жизни самой Алисы, этот фильм не мог. Романтичная, яркая, неординарная 18-и летняя Алиса, прибывшая из провалившейся в тартарары окраины Империи - в богато-гламурный центр Империи, в Москву, - оказалась печоринским "лишним человеком". Так рано? В этом возрасте? Такая девушка? Именно.

...Режиссер Анна Меликян, на мой взгляд, выбрала самый правильный подход к фильму - сделать его чем-то вроде документа текущего момента. Поэтому здесь не могло быть "Июльского дождя" или "Шербургских зонтиков". Фильм сделан с добавлением серого налёта на яркости жизни. И это коснулось не только цветов в фильме, но и сюжета, и характеров. Разве что, за исключением Алисы, но она, как я уже говорил, здесь "лишний человек".
[User Picture]
From:pipopolam
Date:Ноябрь 28, 2008 07:33 am
(Link)
Какой же Алиса "лишний человек"? Во-первых, она не человек :)
Серьезно - она перестала быть человеком, когда у нее отняли обе мечты. Она разучилась хотеть. Когда у нее открылся дар - почему она не пожелала стать балериной и найти папу? Потому что желать для себя к тому времени она уже не могла, отключилась у нее эта возможность. Все, что она делала в дальнейшем было подчинено одной цели - найти того, кому ее дар был бы нужен, и спасти его.
Так что лишней она тоже не была. Она знала (подсознательно), зачем приехала в город. Как только добилась своего - тотчас же исчезла. Такова была программа.
А то, что Москва ее не приняла - так Алиса и не стремилась к этому. Ей по барабану было, чего этот город от нее хочет. У нее были свои дела.
Печоринский "лишний человек" тут, как раз, герой Цыганова. Потому что он уже сам для себя лишний.

Так что тут все просто, даже слишком. В жизни бывают истории и поинтереснее :)

Насчет реализма - я бы однозначно поставил Бекмамбетова выше. Как москвич доложу - в Дневном дозоре сама метафизика мегаполиса передана (жутковатый город, с несколькими, почти не пересекающимися слоями реальности). У Меликян разве только "торговец луной" - характерная примета времени :).
[User Picture]
From:redbeter
Date:Январь 9, 2009 04:18 pm
(Link)
Какая сложная у вас дискуссия. Сидела полчаса над вашими тезисами. Не умею красиво и много говорить, как люди, закончившие журфак. Пожалуй просто подпишусь под каждым словом alek_morse
[User Picture]
From:pipopolam
Date:Январь 9, 2009 09:26 pm
(Link)
Мы журфаков не кончали, мы творческие логики, тсзть

> Go to Top
LiveJournal.com