Alexey (pipopolam) wrote,
Alexey
pipopolam

Category:
  • Location:
  • Music:

«Тридцать три», Георгий Данелия, 1965

    Сатирическая ненаучно-фантастическая комедия.
    Это уникальный, в некотором роде, фильм. Во всяком случае, на ум не приходит другой пародии на хрущевскую эпоху, которая была бы снята в ту самую эпоху. Нет, сатира была, разумеется, но она никак не могла впрямую касаться самих первооснов бытия советского человека, краеугольных камней тогдашнего общества. Данелия замахнулся именно на это.
    Сюжет картины таков: у провинциального технолога с фабрики безалкогольных напитков Травкина вдруг обнаруживается странная анатомическая аномалия — у него не 32 зуба, как у прочих граждан, а целых 33. Это становится научной сенсацией. Травкина забирают в Москву для исследований, делают из него народного героя, и… дальше по нарастающей. Неожиданная слава — это долг перед страной, и Травкину приходится пройти через много испытаний, и, в конце концов, чуть не отдать жизнь за Родину, науку и прогресс.
    Герой — настоящий советский человек, он все безропотно принимает. Так в фильме возникает трагическая нота, и он чуть было не превращается в трагикомедию. Собственно, по эстетике картина — трагикомедия и есть, и была бы ей в полном смысле, если бы не нарочитая, самоопровергающая бредовость антуража. То есть даже трагическое в фильме — смешно, и напыщенный пафос — абсолютно фарсовый.
    И при всем при этом фильм ни в коем случае не злобствующий, и смех здесь не уничижающий, а добрый, дружеский. Картина не обличает абстрактную «советскую власть», а просто отмечает, что в эйфории великих строек общество (то есть сами люди), возможно, зашло слишком далеко. Но не находит в этом повода бить тревогу, а всего лишь предлагает посмеяться.
    Как комедия фильм смотрится отлично — его можно причислить к лучшим картинам Данелия (или Данелии? Так и не знаю, склоняется ли его фамилия). Многие его фильмы, хоть и считаются классикой советского кино, не лишены одного общего недостатка — они как бы составлены из отдельных кусочков, плохо стыкуются в единое целое, несмотря на то, что каждый кусок по отдельности — замечателен. Совершенно непонятно, с чем это связано (точно не с недостатками сценария, игры актеров или слабой режиссурой), но изжить этот дефект удалось только к «Осеннему марафону». Так вот, в «Тридцать три» ничего подобного нет — фильм начинается медленно, но примерно с середины смотрится на одном дыхании. Юмор картины ничуть не устарел: «фирменные» данелиевские шутки никогда не страдали ни гайдаевским физиологизмом, ни рязановской злободневностью.
    У фильма была странная судьба — власть в нем таки усмотрела крамолу, фильм, вроде бы, запретили, но… «Двадцать пять лет картина была запрещена, и все двадцать пять лет она время от времени появлялась на экранах — в клубах, в воинских частях и даже в кинотеатрах на окраинах Москвы...» — вспоминает Данелия. «…в застойные семидесятые почти все умудрились посмотреть мой сверхзакрытый фильм на экране».

Описание диска у меня на сайте
Tags: Кино, Рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments