Alexey (pipopolam) wrote,
Alexey
pipopolam

Category:
  • Location:
  • Music:

«Финист — Ясный Сокол», Геннадий Васильев, 1975

    Детский фильм-сказка.
    Забавно освежить в памяти впечатления от фильма, который в последний раз смотрел лет эдак в пять.
    Картина снята по сценарию Александра Роу и посвящается его памяти. На фильме работала вся команда Роу, и влияние стилистики советского киносказочника тут определяющее. Киностиль Роу ведет начало еще с довоенного времени и, поскольку фильмы ориентировались на детскую аудиторию, остался достаточно консервативен. Это видно по тому, что даже поздние сказки Роу, снятые на рубеже 60-х – 70-х, смотрятся гораздо архаичнее других фильмов того же времени. Если в начале творческого пути картины Роу выглядели смелой и новаторской трактовкой народных мотивов, то к концу, увы, начали отдавать тяжеловесностью, лубочностью, самоповторами, и, в конечном счете, рисковали потерять интерес даже для детей.
    «Финиста» нельзя рассматривать просто как завершение последней неоконченной работы Роу. Фильм снят молодым режиссером Васильевым, и в изобразительном стиле чувствуется не прямое следование «канонам патриарха», а стилизация, а значит — переосмысление и дополнение. Видно, что авторы стремились, сохранив очарование картин любимого мастера, в то же время преодолеть определенный стилистический застой, вдохнуть в жанр новую жизнь. В определенной мере это удалось.
    С первых же кадров обращает на себя внимание работа оператора — панорамы русских пейзажей ненавязчиво задают общий настрой фильма — патриотический, точнее тот, который называют малым патриотизмом. Впрямую эта тема нигде в картине не звучит и передается только через камеру — но передается отлично, задавая стержень фильма.
    Далее действие начинается — и начинается, без колебаний, с большой драки. Эта драка определяет темп фильма — темп вполне приличный даже по нынешним меркам, не говоря уже о детских фильмах тридцатилетней давности. Тут видна в целом удачная попытка молодого режиссера «повысить градус» слегка увядших киносказок. Картина развивается стремительно, не пробуксовывает, что для тогдашних детских фильмов редкость. Драки, кстати, сняты тоже на удивление живо, не страдая характерной для старых фильмов «задубчивостью», и не вызывая снисходительной улыбки.
    По поводу актерской игры — надо отметить, что и она отличается от канонов, которые ранее установились в детских сказках, сместилась от яркой театральной лубочности к большей естественности, обыденности. Видно, раньше считали, что «новомодным фишкам» неореализма не место в детском кино, но тут таки признали, что сказка не пострадает, если допустить, наконец, в нее то, что давно и окончательно утвердилось в большом искусстве.
    Картина построена без излишней эпичности, в юмористическом ключе. Шутки то и дело подмигивают взрослому зрителю — тут и дружина со слегка нелепым, но «правильным» воеводой, и сложные отношения одной семейной пары, и актер Милляр, знакомящий со своими «предками» из старых фильмов — Кащеем и Ягой. Этот юмор снижает пафос и, в целом, делает фильм довольно легким для просмотра.
    Картину, тем не менее, нельзя отнести к разряду семейного кино — это детский фильм, в котором, впрочем, есть что-то приятное и для старшего зрителя. Именно с этим настроем его и можно смотреть.


Описание диска у меня на сайте
Tags: Кино, Рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment