Alexey (pipopolam) wrote,
Alexey
pipopolam

Category:
  • Location:
  • Music:

«Чапаев», Георгий Васильев, Сергей Васильев, 1934

    Как-то так получилось, что и этот фильм-легенду я видел раньше лишь отрывочно. Такой пробел надо восполнять обязательно — чем я и занялся :) .
    Кино, конечно, очень старое, и не просто старое — это заря звукового кинематографа, который тогда развивался семимильными шагами: уже «Петр Первый» (1937-38) выглядит как нечто почти из другой эпохи. Немые картины смотреть легче — они просто исчезли с появлением звука, и «Броненосец Потемкин», например, так и остался непревзойденным шедевром — лучше вряд ли могли бы снять и сейчас. Но и «Чапаев» считается шедевром, несмотря на прошедшее время. Почему так происходит — в этом вопросе тоже интересно разобраться.
    Не стоит приукрашать — фильм действительно устарел. Устарел даже не только в смысле, что никто давно не изъясняется таким киноязыком — даже те же самые средства в самом скором будущем научились применять гораздо лучше и точнее. Фильм полон огрехов, многое смотрится наивно, а многое — просто неудачно. В общем, если бы кино в восприятии зрителя начиналось и заканчивалось такими чисто формальными качествами, «Чапаева» можно было бы смело списывать в архив.
    К счастью, это не так, а скорее наоборот: удачи чистой формы, как правило, недолговечны, а запоминается то, что понравилось сутью своей, содержанием. «Чапаев» — отличный тому пример. Сквозь все формальные недостатки, которые проявляются с высоты нынешнего киноопыта, фильму удается донести драму, и не просто драму — судьбу. Образ Чапаева меньше всего похож на безжизненный лубок. Наоборот — авторы создали сложный и даже рискованно противоречивый характер. Герой постоянно балансирует на грани потери своего «геройского ореола» — но должную меру удается выдержать до конца. Кстати, количество анекдотов об этом персонаже не случайно — юмора в фильме достаточно. Собственно, конфликт Чапаев — Фурманов и проявляет самые комические черты характера первого, и одновременно представляет собой одну из главных драматических перипетий картины.
    Если говорить об образах, то лишь немного менее ярким, чем сам Чапаев, выведен в фильме главный антигерой — белый полковник Бороздин. В принципе, показать врага — не обязательно идиотом, но, по крайней мере, личностью несопоставимой с героем — обычный прием тогдашней (и не только тогдашней) пропаганды. Здесь мы видим обратное: Бороздин обаятелен, умен и опасен, и — это показано в фильме — именно своей собранностью и четкостью действий «переигрывает» расхлябанного и излишне самоуверенного Чапаева (чем кончается фильм, думаю, рассказывать не нужно никому).
    То есть, во время просмотра фильм вызывает противоречивые чувства: с одной стороны — несовершенная, устаревшая форма, с другой — юмор, живые характеры. Но при этом послевкусие фильм оставляет отменное: не как героическая повесть, а как настоящая, тонкая и живая драма. Этим послевкусием и богаты настоящие произведения искусства. Именно оно и заставляет помнить классику.


Описание диска у меня на сайте
Tags: Кино, Рецензии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment