Alexey (pipopolam) wrote,
Alexey
pipopolam

Category:
  • Location:
  • Music:

«Параграф 78», Михаил Хлебородов, 2007

    Очередное детище НРБстроения — на сей раз научно-фантастический боевик по рассказу Ивана Охлобыстина.
    Фильм, как известно, по причине перерасхода бюджета и переизбытка отснятого материала, был разбит на две серии, которые с интервалом в месяц и вышли на экран.
    Не знаю, много ли осталось в фильме от рассказа, но сюжетная идея ленты действительно оригинальна. На лицо работа мысли: создатели, очевидно, очень хотели сделать кино «не как у тупых америкосов», но при этом — не хуже, чем «у них». Впрочем, понятно, что выбор столь экстравагантного сюжета выбил у авторов почву в виде наработанных западным кино психологических и поведенческих штампов, и обязал опираться только на личные представления о поведении людей в придуманных ситуациях и способах «экранизации» этого поведения.
    Итак, сюжет. Россия, недалекое будущее. Группа бойцов некоего спецподразделения направляется в секретную лабораторию, чтобы разобраться с непонятными сигналами, которые поступают оттуда. Лаборатория занимается разработкой бактериологического оружия массового поражения — смертоносного вируса. Прибывшие спецназовцы обнаруживают, что вирус, как водится, сбежал и перезаражал всех сотрудников лаборатории, в живых остались только двое — но и тех пришлось пристрелить, чтобы не кусались (вирус поражает нервную систему). Как легко предсказать, спецназовцы тоже заражаются: вирус мутировал, и старый антидот против него не действует. И вот они, зная, что всем скоро конец, решают не выбираться из бункера (параграф 78 устава предписывает в таких случаях группе самоуничтожение), а вместо этого — поиграть друг с другом в deathmatch. То есть прямо в подземной лаборатории провести серию дуэлей на выживание. Чисто так, по приколу, чтобы долго не мучаться, поскорее перестрелять друг друга. Чему и посвящают остаток фильма.
    Авторы, видимо, выбрали формулу: сюжет — наш, техника — «ихняя». И в старательном копировании американских штампов достигли невероятных успехов, далеко обойдя не только всяческие «Дозоры», но и даже снятую на английском языке «Ведьму». Начать с состава группы, в которой, конечно же, присутствует женщина и… негр (кстати, этот самый актер, Григорий Сиятвинда, — единственный, кто в фильме без дураков отлично играет). Другая замечательная особенность — диалоги. Тут действительно виден талант — написать русский текст, неотличимый от подстрочника с английского (со всеми перлами, типа «он сделал это», «что это было» и т.п.). Великолепно, просто лучшая шутка в фильме.
    Что в картине, однако, действительно хорошо — это «экшен». Погони-драки-перестрелки — чистый ураган, дух захватывает. Беда только в том, что в двухсерийном варианте это все щедро пересыпано тягучими диалогами и «философскими» рассуждалками членов команды — фильм, конечно, не задумывался трехчасовым, и от такой «растяжки» потерял единственное свое достоинство — драйв.
    И вот это, то, что заполняет паузы между мордобоем — вызывает больше чем недоумение. Ясно, что именно сюда режиссер хотел запихнуть свою (или охлобыстинскую, не знаю) гениальную идею (а как же, у нас же не тупой боевик). То бишь во взаимоотношениях героев — вся соль. Видимо, так и было задумано, что герои — тупые злобные существа, способные только на одно сильное чувство — ненависть. Наверное, предполагалось, что это будет драматично. Только вышло — тупо, гнусно и смешно. Ни логики, ни какой-либо достоверной психологии в поведении героев нет, а есть — злоба пополам с идиотизмом. Уже, естественно, не говоря о том, что на бойцов спецподразделения дерганые безголовые психи похожи как макака на слона. Персонажи не вызывают сочувствия, как и не вызывают отвращения — они вызывают ощущение психической болезни режиссера. Опять, увы, чувствуется дух нашей молодой творческой элиты — не имеющей никакого представления ни о реальных людях, ни о жизни.
    Впрочем, в целом — режиссер все сделал правильно. А именно — взял некоторую идею и популярный жанр, способный идею донести. Именно так и делается качественное массовое кино. Только идея — она у режиссера была, вроде бы, не совсем своя, а то, как она преломилась в его сознании и отразилась в конкретном воплощении на экране, можно охарактеризовать одним словом — дурь. Причем дурь злобная, агрессивная и — скучная. Фильм — в какой-то мере диагноз всему поколению молодых НРБстроителей — тем, которые мечтают снимать «круто», но не имеют что сказать. Или имеют, но такое, что лучше бы молчали.


Описание диска у меня на сайте
Описание диска у меня на сайте
Tags: Кино, Рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment