Alexey (pipopolam) wrote,
Alexey
pipopolam

Categories:
  • Location:
  • Music:

«Шестое июля», Юлий Карасик, 1968

    Имеется в виду шестое июля 1918 года, левоэсеровский мятеж.
    Известно, что просто перенося на пленку события реальной жизни, хорошего кино не сделать. Именно этим, а вовсе не невежеством или злонамеренностью сценаристов и режиссеров, объясняется, чаще всего, такое количество «ошибок» в исторических картинах (бывают, конечно, патологические исключения). Самый простой прием преодолеть трудности экранизации — поместить в центр повествования неисторическую личность, про которую, естественно, можно напридумывать что угодно. Если же в силу каких-то причин необходимо сфокусироваться именно на реальной персоне, то автор, в лучшем случае, досочиняет не имевшие место события, а в худшем — перевирает действительные. Фильмов, документально воспроизводящих историю, крайне мало.
    «Шестое июля», однако, — именно такая картина. Главный герой здесь, как нетрудно догадаться, Ленин. Главный «злодей» — член ЦК ПЛСР М. Спиридонова. Напряженный, местами даже слегка растерянный, но не теряющий самообладания и абсолютно трезвомыслящий Ленин противостоит взрывному, всесокрушающему темпераменту Спиридоновой. Во многом фильм держится именно на актерской игре — Ю. Каюрова и А. Демидовой. Первый же эпизод — выступления на съезде — предельно остро задает конфликт. Речь Спиридоновой просто вдавливает в кресло мощным накатом (арагорновское “This day we fight!” нервно курит в сторонке :) ). И далее, контрастом, — выступление Ленина, негромкое, но твердое, возвращающее на землю с небес мировой революции. Неясно, было ли так задумано, но, несмотря на удачную игру на контрасте, речь Ленина выглядит таки бледнее выступления Спиридоновой. Может, Демидова просто переиграла Каюрова (что игра Демидовой здесь гениальна, не подлежит сомнению).
    Далее конфликт развивается в том же направлении — грубая сила безудержных, стремящихся стрелять и взрывать эсеров сталкивается с холодным рассудком и трезвым расчетом большевиков.
    Конечно, авторы не могли обойтись без того, чтобы продемонстрировать «моральный облик» вождя, возвысить его над соперниками. Многие исторические картины, решая подобную задачу, скатывались в разного рода пафосные сопли о всяческих благах человечества (чего стоят «демократические ценности» нынешнего Голливуда, поминаемые к месту и не к месту). Здесь же авторы справились с проблемой, ничуть не выбившись из общей «отстраненной» стилистики фильма — все рассуждения Ленина о целях и средствах совершенно естественно приводятся к мысли о недопустимости войны, что есть единственное спасение для народа и страны. Таким образом и получается, что дело большевиков — правое, а эсеров — нет ;) . В целом же, образ Ленина как холодного аналитика и выдающегося тактика был достаточно неожиданным по тем временам, но и сейчас выглядит не менее эффектно (учитывая, что нынешние кинематографисты, кажется, вовсе разучились сколь-нибудь адекватно показывать на экране исторических деятелей, особенно советских).
    Сюжет фильма в точности следует историческим событиям, но при этом картина остается невероятно интересной, смотрится на одном дыхании. Видимо, в том, что авторы перевели политическое противостояние в противостояние характеров, а оттуда— в противостояние идей, и заключается нехитрый секрет успеха этого незаурядного фильма.


Описание диска у меня на сайте
Tags: Кино, Рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments