Alexey (pipopolam) wrote,
Alexey
pipopolam

Categories:
  • Location:
  • Music:

«Последний бронепоезд» (телесериал, 4 серии), Зиновий Ройзман, 2006

    Похоже, фильм снимался как полнометражный, но по какой-то причине был переделан в сериал.
    Июль 1941-го, Белоруссия. 63-й стрелковый корпус оказывается в окружении. Пробить окружение можно только при помощи бронепоезда, который имеется в распоряжении корпуса. Тем временем в том же районе некий эшелон попадает на станции под артобстрел, из-под которого спасается (угнав паровоз) колоритная компашка из пяти персон — машинист, веселый урка, молодая санитарка, красноармеец и самый крутой — политзаключенный, бывший комбриг. Далеко они не уезжают — на пути лоб в лоб сталкиваются с бронепоездом, экипаж которого всех и арестовывает. Правда, бронепоезд вскоре захватывают немцы, но ненадолго — и этот состав у всех из-под носа угоняет та же компания, к которой теперь присоединяется местная учительница немецкого (и немка по национальности) Соня. И вот в таком составе, под руководством опытного комбрига-зека, они героически выходят к заветному мосту и пробивают окружение.
    По размаху и предположительным затратам фильм действительно тянет на полнометражный — тут нет и тени сериальной малобюджетности, проект серьезный. С другой стороны, фильмы про войну сейчас снимаются не просто так — они, в основном, служат цели укоренения новых стереотипов истории ВОВ, и тем самым — разрушения старых. Так что появление нового большого фильма на эту тему — событие важное (или предполагалось таковым).
    Что же несет эта картина? Какие стереотипы хочет привить зрителю?
    В первую очередь, на это отвечает сюжет. Если фильм — о войне, то кто должен быть в центре повествования? Конечно же — зека. Поскольку большевики, как известно, пересажали всех лучших людей в стране, то ясно, что только заключенные и могли выиграть войну. Собственно, в основе сюжета картины — противостояние диверсанта Херманна (которому помогает немецкая армия) и бывшего комбрига по кличке Лесоруб (которому Красная Армия, понятно, мешает). Ясно, что именно такие как Лесоруб, а вовсе не армия, и привели страну к победе — в фильме именно это декларируется. То есть, если бы не заключенные, советским солдатам было нечего ловить.
    Более мелкие детали. В повествование введена учительница-немка, как олицетворение хороших манер и подлинного аристократизма — всего того, что недоступно этим «швайнен». Что может быть нужно русскому солдату от приличной женщины? Только одно — изнасиловать. Суровый зека, конечно, отобьет даму у гада, а дама вынесет законный вердикт, который и надлежит запомнить зрителю: «полное оскотинивание нации».
    Обязательно нужно подчеркнуть и различные принципы функционирования нашей и немецкой армий: в Красной Армии, как известно авторам, за любую провинность следует расстрел на месте, в то время как вермахту бесконечно дорог каждый солдат. Диверсант Херманн то ли в запале, то ли поддавшись тлетворному влиянию русских, нарушил этот принцип, за что и поплатился.
    Конечно, мир не без мудрых людей: вот, например, машинист, бывший белогвардеец, давно знает, что надо делать — бежать. В смысле, бежать к чертовой матери из этой страны, куда глаза глядят. Эту фразу совершенно необходимо было вложить в уста пожилого, видавшего виды человека — чтобы никаких сомнений у зрителя не было.
    Таким образом, в общей направленности содержательной стороны фильма сомнений нет.
    Отставив иронию, поговорим о техническом уровне. Если в плане картинки, спецэффектов, компьютерной графики придраться особо не к чему, то актерская игра вызывает вопросы. Собственно, хорошо играет в картине ровно один актер — Андрей Панин (комбриг-зека Лесоруб). Относительно неплохая роль у А. Соколова (Херманн). Все остальные работают где-то между средне и плохо, причем дело даже не в том, что актеры плохие (они средние) или недостаточной работе с ними, а в дурацких, нежизнеподобных характерах, которые приходится играть. Здесь не оправдаешься тем, чем в «Молодом Волкодаве» — что, дескать, в придуманном мире бог знает какие могут быть люди. Картина однозначно претендует на реализм — и тут топорность проработки героев встает в полный рост. Характерная деталь: все красноармейские военачальники говорят в фильме исключительно грубыми, рявкающими голосами с пренебрежительной, властной интонацией. Ясно, что это не случайно, но для передачи зрителями нужных установок можно было найти и более тонкие приемы. А за картонными фигурами в фильме не стоит ничего, кроме навязчивой пропаганды. Живыми людьми и не пахнет.
    Итак, в целом фильм представляет собой агитку, причем довольно незатейливую. Размах, масштаб, конечно, заметны, и даже где-то впечатляют, но ни особо талантливой режиссуры, ни каких-то неожиданных мыслей, ни хорошей актерской игры, ни даже захватывающего сюжета картина не предлагает. Интересна она может быть только в плане изучения тенденций нынешней пропаганды, в одном ряду с такими произведениями как «Полумгла» и «Сволочи». Туда ей и дорога.


Описание диска у меня на сайте
Tags: Кино, Рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments