Alexey (pipopolam) wrote,
Alexey
pipopolam

Category:
  • Location:
  • Music:

«Экипаж», Александр Митта, 1979

    Лидер советского кинопроката в 1980 году и шестое место по числу зрителей за всю историю отечественного проката.
    Митта утверждает, что ко времени съемок этого фильма, он не смотрел ни одного зарубежного фильма-катастрофы, и даже не знал об их существовании. Советский прокат не закупал такие картины, и наши режиссеры не имели понятия, что есть такой жанр. Не знаю, правду ли говорит Митта, но по структуре фильм действительно не вполне вписывается в устоявшиеся каноны этого направления. Проще говоря, новоизобретенный велосипед оказался в самом деле не совсем классическим по конструкции. Пошло ли это на пользу — другой вопрос.
    Митта, в общем, без обиняков признается, что танцевал от идеи создать популярное, кассовое кино. Придуманная тема — о летчиках гражданской авиации — показалась достаточно свежей. Привлечь массового зрителя планировалось, видимо, тремя основными ингредиентами. Во-первых — мелодраматическая линия, которая легко вписывается в практически любой жанр/сюжет, и привлекает женскую половину зрителей. Митта, кстати, усилил эту линию простым и действенным приемом — ввел ряд откровенно (по советским меркам — ну очень откровенно) эротических кадров, таким образом, завоевав и мужскую аудиторию. Не могу припомнить другого примера в доперестроечном кино, где эротика была бы настолько очевидно коммерчески обусловлена, то есть где ее и близко нельзя было бы оправдать эстетической необходимостью. Вторая составляющая популярности заключалась в том, что в кино про летчиков, которые летают за границу, можно было показать много кадров этой самой заграницы, что для советского человека привлекательно. Наконец, третий ингредиент — собственно экстремальная ситуация, в которую попадает экипаж, позволяла снять неплохой «экшен».
    Сейчас, после прочного закрепления в нашем круге зрения западного высокобюджетного кино, как нового, так и старого, когда в нашей собственной стране блокбастеры штампуют пачками, «Экипаж» нельзя смотреть, не сравнивая с прочими, теперь доступными, образцами зрелищного кино. Чем был этот фильм в то время, когда вышел, отлично видно по месту в советском кинопрокатном рейтинге. Интересно понять, чем он является сейчас.
    В первую очередь, незнакомство авторов с западными образцами, привело к тому, что их детище, несмотря на то, что вполне коммерческое, получилось не совсем жанровым. Точнее, это кентавр из двух жанров — мелодрамы и экшена. Причем просто вплести мелодраматическую линию в «катастрофический» сюжет у авторов не получилось — то ли из-за недостатка средств, то ли из-за недостатка опыта в таком кино. Фильм без мудрствований разбит на две серии, первая — про любовь и семью, вторая — про катастрофу. Но это еще полбеды — фильм действительно разваливается в восприятии на две половины, не стыкующиеся ни по стилистике, ни по напряженности. Оценить их можно только по отдельности.
    Первая серия — мелодраматическая — представляет собой качественно поставленную, но вполне заурядную для кино любовно-семейную историю (точнее, сразу две истории, но все сказанное относится к каждой из них). До блеска и тонкости картин Рязанова, Данелии (не говоря уже о Мельникове, Панфилове) ей очень далеко. При этом снято все в совершенно реалистичной, незрелищной манере, которая, как известно, «работает» только при незаурядном содержании, но отнюдь не в простеньких сюжетцах. Собственно, смотреть, кроме эротических сцен, получается, не на что. Отчасти спасает дело только хорошая актерская игра, но все равно первая серия остается не более чем средней по качеству.
    С началом второй серии как будто начинается новый фильм. Операторская работа из документально-реалистичной становится яркой, зрелищной, темп ускоряется и становится более ровным, и всякие огрехи, которых было полно в первой части, перестают до поры до времени бросаться в глаза. По качеству режиссуры вторая серия вообще практически не вызывает нареканий (за исключением несколько затянутого конца). Характеры и взаимоотношения героев, обозначенные в первой серии, здесь помогают нагнетанию напряженности и усиливают интригу. Но именно здесь вступает в действие третий ингредиент — масштабные «катастрофические» сцены: извержение, пожар в аэропорту, перелет домой. Тут на передний план выходит качество исполнения спецэффектов — которые и вообще в те бескомпьютерные времена находились на несколько ином уровне, чем сейчас, а уж в советском кино с ними была просто беда. Надо признать, все «огненные» сцены выполнены очень старательно — следы «рукоделий» заметны далеко не везде, а кадров, где они очевидны, совсем мало. То есть фильм остался в какой-то мере зрелищным и сейчас, что вообще редкость для картин такого возраста, а для советского кино — беспрецедентное явление. Конечно, «в какой-то мере» — это не значит, что фильм и сейчас потрясает, как в свое время. Это значит только, что спецэффекты не сильно режут глаз и не мешают (а кое-где и помогают) воспринимать захватывающий сюжет.
    Никакой особо глубокой идеи во второй серии (как и во всем фильме) нет. Поэтому и тут фильм остается не более чем приятной, красивой картиной, но не более. Весь фильм остается странным конгломератом — среднего уровня мелодрамы и экшена чуть выше среднего. В единый коктейль две составляющие никак не смешиваются, воспринимаются только отдельно. Поэтому из фильма так заметно торчат все коммерческие примочки — они не подчинены общей идее, канве фильма, которой попросту нет.
    В итоге — фильм до сих пор остается вполне смотрибельным, что огромная редкость для советского кино такого жанра. Уж во всяком случае, никак не хуже среднего НРБ. Но — ни в коей мере не шедевр, каковым его пытаются представить сейчас многие. Просто успешный коммерческий проект, снятый приличным режиссером.


Описание диска у меня на сайте
Tags: Кино, Рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments