Alexey (pipopolam) wrote,
Alexey
pipopolam

Categories:
  • Location:
  • Music:

«Догма» (“Dogma”), Кевин Смит, 1999

    Религиозно-фантастическая черная комедия.
    После такого жанрового определения можно подумать, что это какой-то антиклериканский стёб или антирелигиозный фарс. Что фарс — это точно, но — никак не антирелигиозный. Насчет «антиклериканскости» еще можно порассуждать, хотя и тут все неоднозначно.
     Об этой картине нелегко написать что-то объективное, общее, выходящее за рамки частного впечатления, так как фильм обращен к американской аудитории, снят с явным расчетом именно на нее. И дело даже не только в юморе, который, как правило, жестко привязан к культурному контексту и хуже всего поддается переводу, хотя и эта проблема тут есть. Дело в том, что сама религия — хоть это и не так заметно внешне — похоже, занимает в жизни среднего американца гораздо больше места, чем ей привыкли отводить у нас. Точнее сказать, вера, религия, церковь для жителя Штатов — обыденность, к которой привыкли с детства — обыденность надоевшая, навязшая в зубах, но тем более неотъемлемая от сознания. Само собой, это создает некоторое количество особых, незнакомых нам проблем, представление о которых можно почерпнуть из самого фильма. Именно по этим болевым точкам, в первую очередь, и бьет картина.
     Если верить фильму, потеря веры, отход от религии — типичная для американца травма взросления. Ребенок в Соединенных Штатах с детства воцерковлен и, само собой, искренне верует и верит — в самом буквальном смысле — что добрый Бог защитит и спасет от всех неприятностей и бед. И эта вера подсознательно сохраняется — до первого серьезного столкновения с жизнью, которое, кстати, в благополучном обществе может произойти довольно поздно (у героини фильма такой поворотной точкой стал развод). Короче говоря, ко всем и без того малоприятным возрастным изменениям мировосприятия религия добавляет еще один, довольно болезненный, момент. И именно из попытки смягчить эту травму, возвыситься над ней — при помощи смеха — и как-то вернуть интерес американского обывателя к церкви — и вырос фильм.
     Да, это комедия, и комедия черная, причем черная радикально. То есть кровища и разбрызганные мозги здесь присутствуют во вполне тарантиновской концентрации. Мало того, значительное место занимает и сортирно-экскрементная тема, и диалоги с многоэтажным матом, где соответствующая лексика используется не в качестве междометий, а в своем прямом смысле. И юмор более-менее равномерно распределен по высоте — в смысле, ниже и выше пояса ;) .
     Но — все это перемежается довольно заковыристыми моно- и диалогами по различным вопросам религиозной догматики, с многочисленными отсылками не только к церковным текстам, но и к классической философии, и к литературе. Подано это, понятно, в юмористическом ключе, с самыми неожиданными трактовками и выворачиванием наизнанку церковных постулатов. Например, что Иисус был негром — уже давно не новость, а вот что Бог — на самом деле женщина, кажется, не столь затертая истина ;) . В целом, количество скрытых цитат, намеков и полемики с различными слоями религиозной культуры зашкаливает. Чтобы вскрыть все, что там намешано, нужен уровень познаний в предмете существенно выше моего.
     Плюс ко всему, эта гремучая смесь наложена на захватывающий детективный сюжет, в конфликт которого вовлечены, кроме людей, ангелы (которые только по сути — ангелы, но далеко не по характеру ;) ), злые демоны и другие не менее колоритные персонажи.
    При всей структурной сложности, однако, никуда не деться от того факта, что кино чисто развлекательное. Общая тема проста и близка каждому американцу, а «многослойность» связана лишь с попыткой максимально расширить целевую аудиторию. Но результат — смешной, интересный, а самое удивительное, что весь этот коктейль несочетаемых ингредиентов действительно отлично сливается во вполне цельное «пространство фильма» — даже кроваво-сортирный юмор с некоторого момента начинает восприниматься органично, совершенно оправдано в данном контексте.
     Эту картину трудно назвать хорошим кино. К дикому конгломерату неопределенного жанра, гуляющему на грани и за гранью пристойного, такое словосочетание не очень подходит. Трудно — но можно. Потому что это оно самое и есть — хорошее кино, этой самой характеристикой оправдывающее все свои странности и выкрутасы.


Описание диска у меня на сайте
Tags: Кино, Рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments