Alexey (pipopolam) wrote,
Alexey
pipopolam

Category:
  • Location:
  • Music:

«Я шагаю по Москве», Георгий Данелия, 1963

    Лирическая комедия.
    Опять погружаемся в золотой век советского кино — 1960-е, время широкоэкранных черно-белых, время, когда кино еще не раскололось на заумь и мелкотемье, а авторы еще не противопоставляли самовыражение зрительскому успеху. Время, когда само шестидесятничество определяло и темы и эмоциональный градус тогдашних произведений искусства и породило всю эту массу любопытнейшего для современного исследования материала.
    «Я шагаю по Москве» не просто фильм 60-х — это, по распространенному мнению, символ, знамя эпохи, ее квинтэссенция. Фильм конкурирует за звание «самой шестидесятнической» картины с удивительно похожей на него по антуражу, но не по тональности «Заставой Ильича» Хуциева. Так повелось, что «Я шагаю…» чаще оценивают именно как свидетельство времени: «легкий», «светлый», «воздушный», «полный надежд» — такими эпитетами обычно награждают фильм. Все это так и есть, но если бы смысл картины этим ограничивался, фильма бы не получилось. За затертой характеристикой хотелось бы найти ту пружину, тот конфликт, который толкает действие и которого не может не быть.
    По известной легенде сценарий фильма родился из одного эпизода: солнечный день, летний дождь; по мокрой мостовой идет босая девушка; за ней на велосипеде едет парень. Именно с такой идеей молодой сценарист Шпаликов пришел к менее молодому режиссеру Данелии, именно отсюда вырос мир и сюжет картины. Москва здесь — действительно лучший город Земли, город-мечта. Правда, сам Данелия вспоминает, что в действительности столица в это время представляла гораздо менее впечатляющее зрелище — для съемок, например, не нашли ни одного более-менее прилично выглядящего фасада и специально выкрасили целый дом. Конечно, фильм — не рекламный ролик и не из желания пустить пыль в глаза возник. Прилизанная, подкрашенная, умытая Москва у авторов — метафора их собственного мировосприятия, выражение чувств и надежд поколения. Но жизнерадостную идиллию по ходу сюжета портят — то всякие забавные и не очень происшествия и неурядицы (но с ними молодые герои легко справляются), а то и разные нехорошие люди — вроде воинствующего полотера или психа из парка культуры. На конфликте с этими досадными препятствиями фильм и построен — идея молодого, светлого взгляда на жизнь, конечно, побеждает, а носители «старорежимного» мировоззрения, соответственно, едко и безжалостно клеймятся. И в этом и видится основной посыл фильма — это картина-манифест, довольно резкая и бескомпромиссная, бросающая даже не вызов, а обвинение и приговор всему тому и всем тем, кто вздумал встать на пути у нового поколения.
    Возможно, секрет успеха и долголетия картины и состоит в удачном сокрытии за легкой, светлой внешностью совсем неслабого и небеззубого содержания (повторить внешнюю сторону, выбросив «нутро» наше новое кино недавно попыталось — стилистика, атмосфера, и даже многие сюжетные ходы блокбастера «Жара» впрямую слизаны с «Я шагаю…». Кассовый успех налицо, но — прошло полгода и о «Жаре» никто не вспоминает).
    Данелия утверждает, что определение «лирическая комедия» он придумал сам. Установить жанр картины действительно непросто: это еще не трагикомедия, мастером которой Данелия стал впоследствии, но — и не комедия. Картина впрямую не смешит — но и ни на секунду не становится стопроцентно серьезной. Фильм дурачится и совершенно не грустит, этим самым транслируя на зрителя безграничную самоуверенность, непоколебимую веру в собственную силу и правоту, против которых ничему не устоять, — все то, что авторы вложили в эту внешне идиллически-бесконфликтную, но на деле острую, активную, непримиримую картину. Такую же острую и непримиримую, как сама молодость.


Описание диска у меня на сайте
Tags: Кино, Рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments