Alexey (pipopolam) wrote,
Alexey
pipopolam

Category:
  • Location:
  • Music:

«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (“Rosencrantz & Guildenstern Are Dead”), Том Стоппард, 1990

    Трагикомедия абсурда.
    Для тех кто, как и я, не имеет привычки перечитывать школьную программу, напомню: Розенкранц и Гильденстерн — персонажи пьесы «Гамлет», в которой невнимательный зритель насчитает шесть трупов, а внимательный — восемь. Потому что… Да, да. Вот историей двух недостающих трупов и заинтересовался автор сценария и режиссер Т. Стоппард.
    Фильм рассказывает историю двух означенных персонажей, перемежая новопридуманные сцены с оригинальными гамлетовскими. Поначалу картина напоминает чистый стёб в духе СТЭМовских скетчей или даже «падонкаффских криативофф». И это довольно долгое «поначалу» — всю первую половину фильм не занимается ничем иным как развлекает зрителя «игривыми» диалогами главных героев — диалогами действительно забавными (прослеживается неравнодушие автора к логическим и даже математико-логическим парадоксам, и прочим заумным «вкусностям»). Но никакого стержня, никакого намека на общую идею или цель действа нет, или он едва-едва заметен. Только по содержанию диалогов (которые по большей частью представляют собой бесконечные силлогизмы Гильденстерна и недоуменные вопросы Розенкранца), точнее, по отдельным намекам в них, можно понять, куда автор клонит. И что хозяин театра — первый человек, которого встречают герои на своем нелегком пути — отнюдь не случайный персонаж, чтобы не сказать наоборот…
    К середине или чуть позже фильм вдруг «выпрямляется»: за шуточками и приколами неожиданно проявляется мысль — то есть пока не сама мысль, конечно (ей, как и всякой идее произведения должно полностью проявиться лишь к концу), а явное указание на ее наличие, и на ее носителя. После сцены в бане наконец становится понятно, кто же здесь главный, и далее уже закручивается интрига.
    Остаток смотрится почти как триллер — в виртуальной схватке с главным антигероем (а на самом деле — с самой судьбой) персонажи неизбежно движутся к роковому концу и фразе, которая вынесена в заглавие фильма. Неотвратимость трагической развязки, неминуемость смерти — и есть главная тема картины. Герои приговорены с самого начала — на это и намекают все загадочные диалоги и абсурдные события в фильме — но проявляется этот смысл только к концу.
    Картина удивительно похожа на произведения другого режиссера — Марка Захарова — и в особенности на фантасмагорию «Дом, который построил Свифт». Сходство поразительное со всех сторон — и было бы полным, наверное, если бы драматург Горин кончил в свое время не мед, а мехмат ;) .
    Фильм мало сказать, что впечатляет. Начинающийся как сборник приколов в стиле «физики шутят» и обращающийся к концу в изысканно поданную, ничуть не банальную притчу о вечных вопросах — это больше, чем просто хорошее кино. И больше, чем смелый и удачный эксперимент. Это именно попадание в десятку — как в свое время было у Захарова — уникальный опыт в редком жанре.


Описание диска у меня на сайте
Tags: Кино, Рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments