Alexey (pipopolam) wrote,
Alexey
pipopolam

Category:
  • Location:
  • Music:

«Простые вещи», Алексей Попогребский, 2006

    Драма.
    Алексей Попогребский — соавтор Бориса Хлебникова по «Коктебелю» (про самостоятельную картину Хлебникова «Свободное плавание» я уже писал).
    Фильм — о нескольких днях жизни обыкновенного питерского врача-анестезиолога, который живет в коммуналке с женой и подросшей дочерью, берет взятки, гуляет с молоденькими медсестрами и мало задумывается о своем существовании. На героя наваливается цепь неурядиц, которые он разрешает (пытается разрешить) довольно неловкими телодвижениями и запивает — водкой. Собственно, это — все. Сюжета как такового, в общем-то, нет. Есть цепь событий, которые ни к чему не идут, никак не развивают героя, и как-то сами собой выходят к такому же, не значащему и ничего не сообщающему финалу. Есть несколько внутренних микросюжетов, которые до некоторой степени поддерживают интерес к происходящему на экране, но развязки этих историй, опять же, откровений не несут и на роль носителя «мессиджа» не претендуют.
    Но все это касается лишь содержания, остановимся теперь на форме. Надо сказать, в этом отношении фильм не то что бы хорош или удачен— он шикарен. Менее пафосного слова не подобрать. В основе здесь лежит, конечно же, актерская игра, которая доказала, что советская школа работы с актерами — не миф, а реальная планка, за которой стоит тянуться. Здесь актеры, играя в рамках этой школы, не просто достигают обычного для нее качества (что периодически, хотя и нечасто, в новом кино случается), а работают на уровне лучших образцов, напоминая картины Рязанова, Михалкова, Захарова. Бывает, больно видеть старых актеров, которые под бездарным или наплевательским руководством не могут предъявить и тени мастерства, в прежние времена считавшегося заурядным. Здесь же на экране Леонид Броневой — тот самый Броневой, которого мы помним по советскому кино, — талантливый, убедительный, настоящий. Это первое, чем задевает фильм.
    Второе — операторская работа. Картина снята в открытой форме — большинство кадров как бы не выстроены, спонтанно-динамичны, много «трясущейся» камеры. Но каким-то неуловимым образом изображение передает то, что не выражено ни словами, ни даже интонациями. Камера тут — самостоятельный рассказчик, и весьма эмоциональный, и точный.
    Третье — работа художника, которая здесь очень ненавязчива, не пытается поразить кричащими деталями, как в разнообразной дешевке. Но тщательнейшим образом продуманные интерьеры, где каждая вещь на своем месте, делают картинку удивительно гармоничной, «вкусной».
    Фильм очень приятно смотрится, если не задумываться, о чем он. Вместе с этим картина нарушает все незыблемые законы художественного повествования — отсутствием сюжета и развития (и в отличие от, например, «Дня полнолуния» даже не пытается спровоцировать зрителя на поиск этого развития там, где его, на первый взгляд, не может быть). Можно ли это считать следствием режиссерского просчета, безалаберности? Разумеется нет — фильм, конечно, так и задумывался, тут нет никакой ошибки. Значит, мы имеем дело с творческим поиском. Очевидно, автор замышлял картину как мгновенный снимок, стоп-кадр из жизни героя и хотел донести свою идею не через вовлечение зрителя в сюжетные перипетии, а просто погружением в детали одного, конкретного момента. Лично у меня такое пренебрежение к канонам кино вызвало определенный дискомфорт, хотя сказать, что фильм не понравился, я не могу.
    То есть, с одной стороны, картина — эталон формы, практически идеал в этом смысле. С другой — не имеет (и не хочет иметь) ничего общего с качественно рассказанной историей (забавно, что в «Свободном плавании» Хлебникова все наоборот — интересно именно развитие сюжета и характеров, а вот форма сильно отдает ученичеством). Таким образом, фильму трудно дать четкую оценку. Если такая «неправильная» структура породит направление, и ее примет зритель, то о «Простых вещах» еще долго будут помнить. Но может выйти и так, что картина окажется выстрелом в воздух — очень добросовестным, но неудачным экспериментом.


Описание диска у меня на сайте
Tags: Кино, Рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments