Alexey (pipopolam) wrote,
Alexey
pipopolam

Categories:
  • Location:
  • Music:

«Груз 200», Алексей Балабанов, 2007

    Шумели вокруг этого фильма много. Сейчас уже практически отшумели, но вот у меня дошли руки посмотреть только теперь. Ну значит оставлю свое резко обособленное мнение в кильватере восторженных и негодующих воплей :) .
    На обложке DVD написано «фильм-шок» и стоит возрастное ограничение «21+». Реклама, характерная скорее для порнопродукции, мда. Однако посмотрим, что внутри. А внутри, как ни странно, кино, и вот про что.
    В 1984 году в СССР, в райцентре под Ленинградом, оказывается, тоже жили люди. Жили, правда, плохо, ибо какая жизнь может быть при совке. Вот если собрать все кошмары, которые напридумывали за всю историю жанра «бытовых ужастиков» (т.е. фильмов пугающих, но не мистических) — будет правильное представление о том быте. Жуткие промышленные пейзажи, грязь и вонь на улицах, изгаженные стены домов, квартиры, по габаритам близкие к собачьей конуре — это все только фон. А на фоне — люди. Алкоголики, фарцовщики, гнилые (вот уж точно другого слова не подобрать) интеллигенты, милиционеры-садисты — все как один либо потерявшие человеческий облик, либо забывшие, кто они есть. В кошмарном мире разворачиваются вполне кошмарные события: дочка секретаря райкома попадает в лапы к маньяку-импотенту, капитану милиции Журову, который устраивает с ней оргию при участии местного алкаша и… трупа солдата-афганца, прибывшего «грузом 200» — это основная сюжетная линия, к которой подстыковано несколько побочных, почти столь же бессмысленно жутких. Но авторское внимание обращено главным образом не на окружающие ужас и мерзость (наоборот, свойственная Балабанову отстраненная манера здесь оказывается очень кстати), а на отношение героев к происходящему: это даже не равнодушие, а слепота. Люди не видят, не замечают, что творится у них перед глазами — и зло разрастается, полностью пропитывая реальность, предвещая близкий апокалипсис. Кончается картина многозначительным титром «шла вторая половина 1984 года», намекая на грядущие перемены.
    Что интересно, снят фильм неплохо. В отрыве от тематики он представляет собой крепкий бытовой ужастик без провалов и свою функцию — окошмарить зрителя — выполняет хорошо. Ровный ритм, качественный визуальный ряд, удачно подобранный саундтрек (на этот раз — из песен подпольных и не очень рок-групп, популярных в то время), и даже сюжет — при всей своей шизофреничности по структуре вполне каноничен и совсем не напоминает барахтание в глубинах подсознания а-ля Сокуров. Примечательно, что автор не пытается стереть грань между реальным и воображаемым, прекрасным и безобразным, равно как между добром и злом. Здесь алкоголик — это алкоголик, спекулянт — это спекулянт, маньяк — это маньяк, убийца — это убийца, и нет ничего неоднозначного, расплывчато-неясного. В отличие от «страшных» картин большинства амбициозных артхаузников, которые порой вызывают сомнения во вменяемости авторов, здесь режиссер заставляет сомневаться в другом — а не издевается ли он над зрителем, не пытается ли выдать за личностный фильм поддельный кунштюк? Вопрос так и остается без ответа.
    Серьезная претензия к качеству только одна — к работе с актерами Балабанов так до сих пор и относится, как к чему-то второстепенному: главное попасть в нужный яркий образ, а там как повезет. Везет не всегда, и в результате многие герои в картине схематичны, только минимально отрабатывают нужную функцию. Впрочем, здесь это не сильно мешает — главное в фильме не правда персонажей, а антураж и собственно события сюжета.
    По-настоящему просчитался Балабанов в другом. Когда снимают в наше время картины о войне, о 50-х и даже 60-х годах, опасность разоблачения, вскрытия лжи, подтасовок и просто неточностей минимальна. Уже мало кто хорошо помнит то время, а бОльшая часть активного населения тогда просто не жила — и можно сочинять все, что взбредет в голову, изобретать любую «альтернативную историю». Но 80-е — не доисторический палеолит. И посыпались недоуменные отзывы — то ли у всего взрослого населения плохо с памятью, то ли… Балабанов малость приврал. Имеется список вполне конкретных замечаний — чего в принципе тогда не могло быть — но даже это не главное. Балабанов пытается протолкнуть мысль: общество разложилось уже к началу перестройки, и разложилось полностью — все, от секретаря райкома до последнего забулдыги, утратили и мораль, и человеческое самосознание. А перестройка и последующий распад — просто закономерный финал того, что уже свершилось. И вот этот-то посыл и вызвал наибольший протест у людей. Потому что все помнят, как и что происходило до перестройки, во время нее и после. Потому что все помнят, как именно во времена «демократизации» изничтожали не только мораль, а всякую мыслительную опору любого нормального человека. И как именно в начале 90-х это дало самые яркие плоды (не об этом ли сам Балабанов снял свои «Жмурки»?). Любопытно, что лучше всего приняла картину наша современная творческая элита, т.е. (на большую долю) потомки элиты советской, которая-то как раз и успела разложиться к 80-м и уже за собой увлекла всю страну.
    Откуда, все-таки, мог возникнуть замысел такого масштабного, амбициозного, и вместе с тем прямолинейного и наивного очковтирательства? Вырисовываются три варианта. 1. Режиссер сам верит во все, что снял, считает, что именно так все и было, и искренне хочет предостеречь народ от ностальгии по «совку». В интервью, во всяком случае, Балабанов заявил именно такую позицию. 2. Режиссер осознает, что соврал, но то ли по чьему-то заказу, то ли по зову совести хочет-таки отвратить людей от восхищения советским прошлым. То есть считает возможным ради поставленной цели сгустить краски. 3. Режиссер просто издевается. Позиция — я художник, что хочу то ворочу, а вы там разбирайтесь. Цель единственная — снять «прикольный» бытовой ужастик, а советское прошлое выбрано как удобная ширма (а так же, возможно, повод составить ностальгический саундтрек не из обычных для Балабанова песенок современных групп, а из тогдашних — вспомнить молодость, так сказать).
    До прочтения интервью с режиссером я склонялся к третьей версии. Сейчас — таки к первой. Но хочется, все же, надеяться, что не всей нашей творческой элите, как Балабанову, подменили память. Хочется верить, что у людей в массе останется более вменяемый образ нашего прошлого. Если же нет — это будет прецедент. Прецедент того, что с человеческой памятью можно вытворять все что угодно — внушать любую чушь, придумывать любое прошлое. И вот тогда надеяться на «народное самосознание» уже не придется. Тогда точно всем крышка.


Описание диска у меня на сайте
Tags: Кино, Рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments