Alexey (pipopolam) wrote,
Alexey
pipopolam

Category:
  • Location:
  • Music:

«Монгол», Сергей Бодров (ст.), 2007

    Историко-этнический блокбастер.
    Подавляющее большинство отыгравших в нашем прокате НРБ снималось дебютантами — молодыми режиссерами, которые не успели поработать в советскую эпоху. Новое поколение амбициозных и «зубастых» творцов набросилось на свежую тему и дотерзало ее до той степени, когда стало ясно, что ни легкой славы, ни легких денег здесь уже не водится. Бодров-старший — не из молодых, его дебют состоялся еще в 80-х, правда, в числе лучших отечественных кинематографистов он никогда не состоял. В 90-е его, как и всех, швыряло по бескрайнему морю дикого кинобизнеса, с редкими заметными всплесками. А в 2005-м он засветился в числе создателей казахского эпика «Кочевник» — фильма уникального для СНГ по размаху и столь же неповторимого по уровню глупости. Впрочем, говорят, Бодрова призвали спасать уж практически загубленную картину, которую он и довел до какого-никакого конца, и это его заслуга, что рейтинг ленты на imdb — 5 из 10, а не 2.
    Теперь перед нами собственное творение Бодрова, где он выступил и режиссером, и продюсером и соавтором сценария.
    Первый вопрос, встающий при просмотре — что же это такое по жанру. Это явно не классический исторический блокбастер, какие делают максимально доступными для «простого» зрителя. Это кино с претензией. Начать с того, что снято оно на монгольском языке, и идет с русским закадровым переводом. Кроме того, в отличие от голливудовских эталонов, режиссер тут не поражен вирусом «демократизации», т.е. не зациклил исторических героев на политических лозунгах, близких современному западному обывателю. Автор явно хотел приблизиться именно к тому времени, показать, чем и как жили люди именно той эпохи. Очень похоже, что режиссер был вдохновлен достойным опытом “Apocalypto” Мела Гибсона, хотел сотворить нечто подобное. Насколько оно получилось — другой вопрос.
    О техническом качестве фильма можно сказать, что оно чрезвычайно высоко. Я уже писал про другой фильм — «Слугу государева», что это первое историческое кино российского производства, вполне сравнимое с западными стандартами. Но и там были изъяны — вроде недоделанной Полтавской битвы. Здесь — все на отличном уровне. Ни одного кадра, который можно было бы упрекнуть в «недотянутости», «недожатости» или нехватке денег. Каждый метр пленки (фигурально, т.к. фильм снимался на «цифру») демонстрирует высокий профессионализм всей команды, плюс наличие художественного вкуса. Это — твердое «пять». Это планка в нашем кино.
    Но увы, стоит подняться на ступеньку выше — на уровень фабулы и сюжета — и пейзаж становится не таким безоблачным. Нет, и тут не все плохо: есть герой, есть внятная фабула, есть развитие, есть главная сцена, кульминация и развязка. То есть все ингредиенты, про которые наши киностроители привыкли забывать, присутствуют, и это тоже приходится считать достижением. Однако сюжет явно распадается на две половины, с полной потерей напряжения в начале второй части. И, при отсутствии явных нестыковок, нет строгой логической обусловленности действия, поэтому местами фильм держит внимание лишь красивыми кардами природы, скачек и боев. Некоторые сцены (причем самые напряженные) выглядят оборванными на середине, как бы говоря: «Ну, дальше и так ясно». Отчего это — совершенно непонятно. Не верится, что из-за нехватки средств, хотя внешне больше всего похоже именно на технический огрех, вроде вырезанного «зажеванного» куска пленки.
    Но все это была бы не беда, если бы картина работала на третьем уровне: на уровне атмосферы. Ведь сама суть подобных фильмов — показать образ мыслей, картину мира человека иного времени и иной цивилизации. Это отлично удалось Гибсону. Несомненно, к этому стремился и Бодров. Но, к сожалению, уровень показа в «Монголе» оставляет желать сильно лучшего. Это уровень школьника, начитавшегося популярной литературы, и что-то такое для себя уяснившего, но неспособного приложить прочитанное к собственному человеческому опыту. Бодров, надо признать, никогда и не отличался глубиной проработки чувств в своих картинах. «Монгол» еще раз показал, что здесь его талант изначально ограничен, и ничего с этим не поделать.
    В целом фильм производит двоякое впечатление. Как набор картинок и трюков — он смотрится прекрасно. Бодров превзошел всех без исключения отечественных блокбастеростоителей, и за это ему большой и жирный плюс. Но как занимательная история, а тем более как этническая реконструкция, картина слаба. Фильм намеренно не адаптирован для простого, невзыскательного зрителя, а для взыскательного — слишком примитивен и нелогичен сюжет и слишком мелка проработка героев.
    Картина останется вехой в истории «русского блокбастера» — но не более того. Автор явно рассчитывал на большее, но, видно, у каждого режиссера свой потолок. У Бодрова он такой.



Описание диска у меня на сайте
Tags: Кино, Рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments