Alexey (pipopolam) wrote,
Alexey
pipopolam

Category:
  • Location:
  • Music:

«Изгнание», Андрей Звягинцев, 2007

    Мелодрама-трагедия в форме притчи.
    Первая половина «нулевых» для российского кино была отмечена двумя событиями. Первое называлось «Ночной дозор». Второе — «Возвращение» Андрея Звягинцева. Долго спорили, и до сих пор спорят, чем эти события стали для нашего важнейшего из всех искусств — началом возрождения или финалом, точкой, полным исчерпанием. Ждали второго фильма Бекмамбетова. Ждали второго фильма Звягинцева.
    И если коммерческая машина, в которой работал первый, простоев не допускала, то второй заставил зрителя потерпеть и понервничать, выдержав паузу в четыре года. Однако картина вышла — от которой ждали ответа на вопрос, кто такой г-н Звягинцев, и куда он поведет российское кино, если поведет куда-то. Ответ перед нами.
    Что обращает на себя внимание с первых кадров? Качество. Степень просчитанности каждого кадра сражает наповал. Это предел, абсолют. Среди шедевров мирового кино, конечно, аналоги отыскать нетрудно, но сделать лучше, пожалуй, и впрямь невозможно. И Звягинцев, как видно, это осознает. В этом и состоит главная претензия фильма — претензия на эстетическое совершенство.
    Атмосфера. Как несколько язвительно выразились критики — атмосфера экзистенциальная. В общем, примерно такая же, как в первом фильме режиссера. Действие стало еще медленнее, автор как бы нарочно держит развитие «на ручнике», вгоняя в задумчивое настроение. Паузы заполняются все теми же простроенными и просчитанными кадрами, навевая суровую серьезность.
    Актерская игра — очень хорошая. В «Возвращении» были огрехи, здесь их нет. Этот аспект ремесла Звягинцев освоил достойно.
    Сюжет… нормальный, сюжет как сюжет. С напряжением, интригой, загадкой, неожиданными поворотами, со слезами, надрывом и неплоским смыслом. Вполне подходящий для качественной мелодрамы. И если взять все собственно фабульные кадры, убрав перебивки, то мелодрама и получится. Может даже, неплохая мелодрама, часа на полтора. Но перебивки есть, и это не пустые «замедляющие» вставки. Каждый кадр просто нафарширован символами, которые, по идее, должны так же работать на сюжет, подчеркивать его суть… но почему-то если и делают это, то лишь умозрительно. Красивые панорамы с непременным философским подтекстом не волнуют, не усиливают напряжение, а наоборот, его ослабляют, сбивая темп. Даже чтобы одним умом понять их смысл, нужно значительное мыслительное напряжение, а на чувства они не действуют вовсе. Получилось — драма сама по себе, а символы сами по себе, пристегнуты где-то сбоку, как будто автор в последний момент вспомнил, что снимает не что-нибудь, а интеллектуальную, вдумчивую картину.
    Можно сказать, что вышло полуживое кино. То есть живое лишь половину экранного времени. Именно таково общее впечатление: захватывающая «переживательная» история борется с мертвенной геометрической выверенностью перебивок и не побеждает. Высококлассный продукт не становится настоящим кино для зрителя, пусть даже самого «продвинутого».
    Напрашивается неутешительный вывод о том, что Звягинцев таки попался в ловушку того искусства, которое существует «для того чтобы», а не «потому что». По самому режиссеру, впрочем, не заметно, чтобы он понял произошедшее именно в таком ключе. На что можно надеяться — на то, что автор не захочет тратить свое время и немалые способности на создание картин «для критиков», не приносящих ни денег, ни признания публики, ни радости самовыражения. Следующего фильма ждать пока еще можно, но чего от него ждать, лучше уже не загадывать.


Описание диска у меня на сайте
Tags: Кино, Рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments