Alexey (pipopolam) wrote,
Alexey
pipopolam

Category:
  • Location:
  • Music:

«Тиски», Валерий Тодоровский, 2007

    Криминальный триллер.
    Лет уже не помню сколько назад я случайно наткнулся по телевизору на картину под названием «Любовь». Досмотрел до конца, отчасти из любопытства: чей это такой, вроде бы неплохой, но неизвестный мне фильм? Из заключительных титров узнал, что режиссер — Тодоровский. «А, — подумал я, — значит, после темы проституток решил отчитаться по еврейской теме». То есть мне и в голову не пришло, что это может быть не советский киномэтр Петр Тодоровский, а совсем даже его сын. Кино было пусть не гениальным, но вполне приличным.
    Потом уже пришла необычная и изящная «Страна глухих», а следующими двумя картинами Тодоровский заработал звание режиссера первой величины в современном нашем кино. По крайней мере, в кино авторском.
    «Тиски» — не авторский фильм. Это криминальная история про наркомафию — о том, как трое молодых людей по собственной глупости оказываются втянуты в большие деньги и большую кровь подпольного наркобизнеса. Главный герой, ди-джей Денис, не наркоман, оказывается между двух огней: обаятельным, но наводящим ужас на город бандитом Вернером, и отвратительным, но единственным, кто отваживается бороться с бандой, майором милиции Дудайтисом. Вернеру от Дениса нужны не только деньги: у Вернера есть родная сестра, в которой он души не чает, и у которой кроме брата никого нет — и красивый интеллигентный мальчик тут очень кстати. Но у мальчика своя жизнь и своя женщина, которую он никак не может посвятить, во что влип, и которая — разумеется — начинает подозревать в нехорошем внезапно помрачневшего и охладевшего Дениса… Весь этот клубок эффектно распутывается двумя выстрелами в финале.
    Для начала я это коммерческое кино поругаю.
    Во-первых, в который раз уже, перед нами развиваются две сюжетные линии, каждая из которых тянет на себя одеяло. Такое раздвоение хорошо работает, если авторам удается эмоционально совместить линии, доказать, что они на самом деле — об одном и том же. Прием отлично известен со времен немого кино. Совместить, однако, удается не всегда, и в результате получаем «шампунь и кондиционер в одном флаконе», или даже трехкомпонентную адскую смесь. Нечто подобное произошло и в «Тисках» — криминальный и мелодраматический сюжеты никак не хотят эмоционально совмещаться, несмотря на то, что все линии напряженности сходятся в одном герое. И где-то совсем сбоку оказалась приклеена тема наркотиков — наркоманов почти не показывают, и картина оказывается как-то не о них. Хотя фильм снят при поддержке ФСКН, из слова «наркомафия» вполне можно было убрать приставку «нарко» без особого ущерба для ленты.
    Во-вторых, я не специалист, но некоторые сюжетные ходы в картине режут глаз своей фантастичностью. Особенно это касается истории майора милиции, неуравновешенного невротика с темным прошлым, который ухитряется в одиночку бороться с целой бандой и те ничего с ним не могут сделать. Да и добрейший мафиози Вернер местами так перебарщивает с душевностью, что уже не верится, что хладнокровный убийца может быть таким вот лапочкой.
    А теперь о хорошем. Вообще-то фильм снят не то что бы неплохо, а просто здорово. В нем нет изобразительного выпендрежа (как в «Русалке»), нет и высокохудожественных вкусностей (как в «Изгнании» или, например, «Простых вещах»). Зато есть непретенциозная стильность, масса отлично и с выдумкой построенных мизансцен, есть операторская работа, которую незаметно, в общем — все, чтобы не отвлекаться на технику, а получать удовольствие от самого кино. Уже по предыдущим фильмам режиссера понятно, что это — стиль Тодоровского. Вроде бы, ничего особенного, а вроде бы — очень сильно сделано. Потому что профессионально и талантливо.
    Конечно, какой криминальный триллер без стрельбы, драк и кровищи? Все это тут есть во вполне лошадиной дозе. Но — ни одного случайного удара, ни одного никчемного выстрела. Все точнейшее продумано, снято и смонтировано. Каждый разряд пистолета бьет не только жертву, но и зрителя — наповал.
    И еще — оказывается, бывают новорусские боевики с хорошей актерской игрой. И даже не с хорошей, а с отменной. Вообще-то Тодоровский славился уникальной работой с актерами («Страна глухих»), но были сомнения, выдержит ли он «подлый жанр». Выдержал. И показал всем, как это делается. Оказывается, и Федя Бондарчук вполне способен тянуть серьезную роль под направляющей рукой. Оказывается, у нас и женщины играть умеют — и как! Оказывается, можно показать истерику в кадре не так, чтобы захотелось крикнуть «Не верю!», а так, чтобы экран поплыл в глазах. Оказывается, наличие не просто характеров, а героев с судьбой и внутренним миром с отпечатками этой судьбы, — ничуть не противоречит жанру картины.
    Итого — фильм получился очень достойный. Он захватывает и не отпускает, он заставляет себе поверить, он завлекает и не разочаровывает. Все огрехи становятся заметны не по ходу просмотра, и даже не сразу после, а спустя время, когда впечатление уляжется. Сам просмотр — два часа полного погружения в заэкранную правду. Их непременно стоит пережить.
    Теперь будем ждать DVD «Стиляг».



Описание диска у меня на сайте
Tags: Кино, Рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments