Alexey (pipopolam) wrote,
Alexey
pipopolam

  • Location:
  • Music:

«Завтра была война», Ю. Кара, 1987

    Экранизация одноименной повести Бориса Васильева.
    И этот фильм я видел раньше, и даже целиком, и даже не раз. Кажется, в 89-м он прошел по телевизору и произвел тогда на меня, 10-летнего, огромное впечатление. Потому я не упустил возможности вскорости его пересмотреть. Книгу я прочитал уже году в 93-м.
    Время было бурное, перестроечное, и разного рода разоблачения советского строя вообще и культа личности в частности сыпались как из рога изобилия. Несомненно, успех фильма во многом был связан с попаданием в модную струю. Без пересмотра я сам не мог понять, что для меня лично было главной причиной такого сильного эффекта — «правильность» фильма или художественные качества. Отчасти чтобы ответить на этот вопрос, я и затеял нынешний просмотр.
    И просмотр поверг меня в изумление. Конечно, теперь я отмечаю множество огрехов и недостатков, которых раньше не видел. Фильм не идеален. Но примерно с середины я начал замечать, что он производит на меня в точности такое же впечатление, какое производил 18 лет назад. Такого со мной еще не было. Теперь, пожалуй, можно разобраться, в чем секрет этого фильма.
    Картина очень эмоциональная, надрывная, и — без фальши. Все крики, восклицания — идеально к месту, герои — как живые. Фильм как бы антисталинский, но именно что — как бы. Целью было не показать «гэбэшные зверства» (они там, по большому счету, и не показаны), а дать портрет жесткому и жестокому времени. И показать, что это самое время и воспитало тех, кто сумел победить в войне.
    По эмоциональному накалу фильм каким-то образом ассоциируется со «Своим среди чужих…» Михалкова, тоже дебютной картиной. Возможно, только молодые режиссеры и способны показать такие яркие и такие достоверные чувства. А вот по содержанию картина Кары схожа с другим фильмом Михалкова — «Утомленные солнцем». И тут забавно отметить, как гораздо более серьезная и профессиональная, но бездушная и сухая поделка маститого режиссера проигрывает в чем-то несовершенной, но открытой и честной попытке дебютанта.
    Эта картина — экранизация, и экранизация точная. Почти одновременно с ней вышло «Собачье сердце» Бортко. Обе экранизации практически дословные, и обе — удачные. И этот успех, видимо, сыграл злую шутку с режиссерами — оба они впоследствии взялись за «Мастера и Маргариту». Что получилось у Бортко, все мы знаем. Версию Кары я пока не видел, но и положительных отзывов о ней — тоже. Просится вывод, что этот род фильмов — близкие к тексту экранизации — остается самым загадочным и непредсказуемым в кинематографе.


Описание диска у меня на сайте
Tags: Кино, Рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments