Alexey (pipopolam) wrote,
Alexey
pipopolam

  • Location:
  • Music:

«Пять вечеров», Никита Михалков, 1978

    Ретромелодрама.
    Стыдно, но я посмотрел этот фильм впервые. Михалков 1974-83 считается обязательным багажом любителя советского кино, теперь у меня остался только один пробел в этой области.
    Трудно смотреть фильм, о котором до этого слышал одни восторженные отзывы. Чем выше ожидания, тем обиднее разочароваться. Поэтому я нарочно сделал над собой усилие, чтобы забыть все, что говорили об этой работе, и приготовиться к худшему. Первые же минуты обнаружили бросающуюся в глаза скромность, как сейчас говорят, малобюджетность постановки, вообще говоря, не свойственную Михалкову. Это не художественное решение, причины более прозаические — «Пять вечеров» сняты между двумя сериями «Обломова», на остатки бюджета. Фильм черно-белый, только в самом конце появляется цвет.
    В фильмах с хорошей актерской игрой чаще всего эту игру удается рассмотреть не сразу — нужно «войти в тему», понять взаимоотношения героев, иначе ничего нельзя оценить. Причем, чем тоньше и сложнее фильм, тем труднее на него настроиться — недавний пример с «Эйфорией» показал, как меняется восприятие игры, в зависимости от того, каким глазами смотреть на фильм. В «Пяти вечерах» тот самый случай: актерская игра — главное достоинство картины — раскрывается не сразу. Общеизвестно, что работа с актерами раннего Михалкова феноменальна, и я тем более боялся разочароваться — но этот фильм не стал исключением.
    Главных ролей в фильме две — их исполняют С. Любшин и Л. Гурченко. От Любшина вполне можно было ожидать такого уровня игры. Гораздо больше удивила Гурченко. Да, я очень люблю фильм Рязанова «Вокзал для двоих», и считал, с одной стороны, роль Гурченко в нем великолепной, а с другой — практически потолком ее мастерства. А здесь она вдруг выступает в совершенно непривычном для себя амплуа — интеллигентной сдержанной женщины — и играет на голову выше себя же в других фильмах. Несомненно, это заслуга режиссера. В ранних фильмах Михалкова плохих актерских работ нет вообще, и эту картину, пожалуй, следует отнести к лучшим в этом плане. Весь фильм построен на диалогах, и накал атмосферы в них достигает запредельных высот — на том и держится картина.
    Конечно, кроме актерской игры, надо упомянуть и замечательную работу одного из лучших советских операторов Лебешева, и русского народного композитора Ю. Михайлова ;) , песню которого голосом Никитина исполняет Любшин.
    Хотелось бы, однако, коснутся и того, что не понравилось. И это связано с тематикой фильма. Тема картины — война и любовь, и фильм так бы и остался пустяковой мелодрамкой, если бы не тема этой самой войны, вдруг пронзительно возникающая в середине повествования. И тут происходит неожиданное — вроде бы, и нет никакой фальши, все абсолютно искренне и от сердца, а появляется ощущение вторичности. Сразу же вспоминается шедевр советского кино «Белорусский вокзал», и такой нешедевр, но честный фильм «Подранки». Вдруг приходит мысль, что тема войны в судьбах людей Михалковым не прочувствованна, а просто слизана с предшественников.
    Впрочем, очень высокий общий уровень фильма не дает ему расклеиться из-за такой неискренности автора. Так же как пение Хворостовского иногда приятнее послушать, чем пение Визбора, хотя последний, конечно, гораздо более искренен. В целом фильм — несомненное произведение искусства, и неслучайно многими считается, несмотря на минимализм, лучшей картиной Михалкова.

Описание диска у меня на сайте
Tags: Кино, Рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments