Alexey (pipopolam) wrote,
Alexey
pipopolam

Category:
  • Location:
  • Music:

«Старший сын», Виталий Мельников, 1976

    Социальная комедия по пьесе А. Вампилова.
    К режиссеру Мельникову у меня особое отношение. Так повелось, что его не причисляют к ведущим советским киномастерам. Для себя я его открыл случайно. Началось все с фильма «Бедный, бедный Павел» (2003), который я посмотрел как более-менее заметную картину тогда еще только-только возрождавшегося российского кино, и который приятно удивил внятным сюжетом, ровным качеством постановки и отличной игрой Янковского и Сухорукова. Позже я случайно наткнулся по телевизору на конец «Женитьбы» по Гоголю, порадовался замечательной актерской игре и купил DVD, чтобы посмотреть полностью. Просмотр превзошел все ожидания — постановка, на мой взгляд, вышла просто гениальная. Именно с этого момента я решил, что буду коллекционировать Мельникова. Далее, очень порадовал его дебютный фильм — «Начальник Чукотки», революционная комедия. Потом попалось две поздних исторических картины, предшествующих «Бедному, бедному Павлу» (вместе с «Павлом» они образуют трилогию) — абсолютно серьезных и очень мрачных, при том что Мельников — комедийный режиссер. Плохими эти фильмы назвать никак нельзя, но коробит некоторая «топорность» в работе с историческим материалом — чувствуется, что обращение к такой теме — скорее дань моде, нежели творческая потребность. Последний из отсмотренных фильмов, до «Старшего сына» — трагикомедия «Отпуск в сентябре» (1979), тоже по пьесе Вампилова. Это, как мне кажется, из тех, что я видел, лучший фильм Мельникова.
    И теперь вот «Старший сын», в главных ролях — Караченцов, Боярский и Леонов. Завязка достаточно вычурна и характерна для комедий ошибок — двое молодых людей холодной осенней ночью просятся на ночлег, а чтобы их впустили, один из них представляется… сыном хозяина квартиры, о котором тот якобы никогда не знал. Однако как раз комедии ошибок никакой из этого не возникает. Взаимоотношения «сына» и папаши представлены в лирическом ключе, изобилуют трогательными сценами, и как раз в этих сценах выражается основной нравственный посыл фильма. А вот очевидно комедийный персонаж Боярского — самую малость недоигрывает, и оттого фильм теряет в юморе, становится слишком лиричным и немного вялым (это чистая комедия, без «траги», поэтому большого драматического напряжения здесь нет). Тем не менее, фильм психологически довольно тонок, особенно это проявляется в фигуре отца семейства — нельзя не отметить высочайшее мастерство Леонова. Смысл фильма — во влиянии, которое «папаша» неожиданно начинает оказывать на великовозрастного «сынулю», который в самом деле рос без отца. Причем речь не идет о каком-то целенаправленном «воспитании» — «папа» просто изливает всю свою необъятную любовь, и «сын» — не то чтобы меняется — просто в нем вдруг просыпаются до поры дремавшие чувства долга и огромной ответственности перед человеком, который безгранично ему доверился, и перед его семьей. Финал — абсолютно оптимистичный и жизнеутверждающий.
    В целом, фильм понравился, хотя и чуть меньше, чем «Отпуск в сентябре». Возможно, как я уже писал, дело в том, что на главную комедийную роль был взят такой не самый первоклассный актер как Боярский. В «Отпуске в сентябре» все без исключения актеры — высокие профессионалы, а комедия стала трагикомедией — поэтому фильм выглядит сильнее и драматичнее. Но это недостатки, бесспорно, второго порядка малости. «Старший сын», несомненно, стоит просмотра.

Описание диска у меня на сайте
Tags: Кино, Рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments