Alexey (pipopolam) wrote,
Alexey
pipopolam

Category:
  • Location:
  • Music:

«Мертвые дочери», Павел Руминов, 2007

    Мистический триллер.
    Так и подмывает начать с высокой фразы: одна за другой рушатся надежды российского кинематографа. Действительно, не проходит, кажется, двух месяцев, чтобы на экран не вышел очередной широко разрекламированный отечественный опус, и тут же не был бы разнесен в пух и прах толпой латунских. Впрочем, у каждой проблемы, как водится, есть две стороны. С одной стороны — конечно, ситуация в нашем кино. Не секрет, что по чисто экономическим причинам в России снимают раза в три меньше, чем в состоянии «проглотить» зритель, и большая часть продукции — копеечные сериалы. Известно и то, что в нашей стране выпало целое поколение кинематографистов — просто не работала система кинообразования. Наконец, не раз говорилось, что при атомизации общества просто не может существовать всенародно популярного искусства — напрасно некоторые критики сетуют, что, мол «киношники не понимают народ» — у нас нет народа, а есть аморфная толпа.
    Все это — простые объективные причины, по которым в нашем кино происходит то, что происходит. Но — есть и другая сторона проблемы. И она, думается, в самих критиках (и считающих себя за таковых). Конечно, будет, мягко говоря, не совсем честно помещать рядом отрицательную рецензию, скажем, на «Возвращение короля» (хотя там и вправду есть недостатки) и положительную — на «Ночной дозор» (хотя это и в самом деле прорыв в русском кино). Это вводит в заблуждение зрителя (но и то — лишь отчасти). Однако если критик вводит шкалу оценок, по которой 90% русских фильмов оказываются ниже нуля, то это никакая не объективность, а неуважение и к создателям (которые, чтобы снять хоть что-нибудь, тратят усилий в три раза больше, чем коллеги на западе), и к зрителям (которые, в массе, любят русское кино больше уже потому что оно русское, хоть это и не понять большинству критиков).
    «Мертвые дочери» в большинстве отзывов получили оценку «хуже некуда». Если фильм вызывает такую ярость — это уже повод заподозрить, что там есть, что посмотреть. Я посмотрел и не ошибся: зрелище действительно наводит на мысли — и о нашем кино, и о критиках, и о зрителях, и о кое-чем еще.
    Прежде чем выносить общий вердикт, хотелось бы разобрать в деталях, что и насколько удалось или не удалось.
    Первое, что обращает на себя внимание, это актерская игра. Она в фильме есть. Фильм весь снят «на нерве» (как и требует необходимое для триллера нагнетание «саспенса»), персонажи то и дело бегают, кричат, суетятся — все это актеры отрабатывают очень хорошо (неумение показать надрыв — болезнь современного отечественного кино). К сожалению, пара переходов на театральный визг таки есть — увы, один из них в главной сцене.
    Второе, о чем хочется сказать, — операторская работа. Здесь, увы, все не так радостно. Есть такой диагноз, популярный в киноманской тусовке — «оператор, больной паркинсонизмом». Здесь создается впечатление, что диагноз надо понимать буквально: даже в «статичных» планах камера продолжает как маятник ходить из стороны в сторону. Людям со слабым вестибулярным аппаратом фильм будет смотреть сложновато — это не шутка. Конечно, за такой камерой меньше заметны огрехи реквизита, декораций и самой операторской работы. Кроме того, наверное, дрожание помогает созданию пресловутого «саспенса». Но мне почему-то кажется, что такое художественное решение — уже даже не неуважение, а полное игнорирование зрителя. Режиссеру стоит хоть немного думать о тех, для кого он снимает.
    В очень немногих положительных рецензиях говорили об атмосфере. Этого у картины, в самом деле, не отнять. Постоянное ощущение «жути во мраке» Руминову удалось. Правда, жуть получилась не совсем мистической (в смысле, не от потусторонних сил), а скорее из области наркоманского бреда, но, наверное, таков и был замысел.
    Если говорить об отдельных сценах, то однозначно удались сцены «убийств». Все они — в особенности первая смерть, с пишущей машинкой — сняты впечатляюще и действительно талантливо.
    А теперь о самом грустном. О сюжете. Фабула излагается невнятно, а местами — просто беспомощно. Понять, что за чем происходит, кто куда пошел, что кто сделал — очень нелегко. Но это не абстрактная игра на эмоциях, как, например, у Сокурова, — здесь подразумевается донесение сюжета до зрителей, только оно не очень получается. При этом фильм безнадежно затянут. Больше часа действие топчется на месте, один малоосмысленный эпизод сменяет другой, и высидеть все 2 часа 10 минут, учитывая «паркинсоноидную» камеру, — не всякому под силу.
    Хочется остановиться еще на одном моменте, из тех, что привели в бешенство некоторых критиков. Это касается содержания картины. Герои фильма — молодые люди, и молодежь показана такой, какой, наверное, ее видит режиссер (он же автор сценария). Надо признать, что с некоторой (обоснованной) точки зрения молодое поколение в фильме выглядит довольно нелицеприятно (хотя автор, как наблюдатель изнутри, возможно, сам этого не видит). В некоторых отзывах фильм обвинили чуть ли не в «клевете на молодежь», а такое режиссерское видение — плодом больного воображения. В этих спорах я, скорее, склонен согласиться с фильмом, чем с критиками.
    Теперь впечатление в целом.
    Прежде всего, режиссер, несомненно, талантлив. У него есть собственная кинематографическая мысль, есть желание ее высказать, и есть даже некоторый набор приемов, которыми он умеет пользоваться — время от времени проскакивают эпизоды просто высшего пилотажа, недоступного многим нашим «крепким ремесленникам». Но в целом — фильм вышел плохим. И причина ясна как день — недостаток соответствующего образования и общей культуры. В своем ЖЖ Руминов постоянно писал о своей войне с продюсерами, которые-де только и мечтали, как бы «кастрировать» его замечательный шедевр, выпустить его в «неправильном» варианте, соответствующем их убогому пониманию. Похоже, эту войну Руминов выиграл. А продюсеры, соответственно, проиграли. Проиграл и фильм. Потому что автор не верил, что со стороны что-то может быть виднее, чем его не испорченному кинообразованием и режиссерским опытом взгляду. Ну так и поделом.
    Можно, впрочем, надеяться, что продюсеры режиссера простят, а режиссер — сделает разумные выводы. Во всяком случае, Руминов-таки не отбил пока желания смотреть свой следующий фильм.

Описание диска у меня на сайте
Tags: Кино, Рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments