Alexey (pipopolam) wrote,
Alexey
pipopolam

Category:
  • Location:
  • Music:

«Старый новый год», Олег Ефремов, Наум Ардашников, 1980


    Семейно-сатирическая комедия.
    Еще один фильм из тех, которые «стыдно быть несмотремши» :) Каждый год первого января телевидение в обязательном порядке показывало известно какой фильм, а тринадцатого января — вот этот. Мне до сих пор и не удавалось его посмотреть, потому что каждый раз, как он начинался, кто-нибудь недовольно ворчал «ну вот опять!» и переключал на другую программу. Вот теперь план выполнен.
     У фильма довольно сложная история. В 1973 году театр МХАТ поставил одноименный спектакль по пьесе М. Рощина. Спектакль был успешным и вывел «старый замшелый» МХАТ из аутсайдеров театральной Москвы. Как это нередко бывает, сценический успех захотели превратить в успех кинематографический. Особенностью экранизации стало то, что фильм был снят с тем же составом актеров и… тем же режиссером (других заметных режиссерских работ в кино у Олега Ефремова не было). Помогал Ефремову в режиссуре оператор Наум Ардашников.
     От театрального режиссера, снимающего такое количество звезд, можно было ожидать, что он выдаст актерскую комедию. Однако фильм, как ни странно, хоть и комедия, но не совсем актерская. Нет, игра актеров в фильме достойная (хоть и не выдающаяся), но основное оружие картины — не она. Главный инструмент, и одна из главных удач фильма — мизансцены. Картина снята довольно скупой камерой (как обычно и снимают комедии, тем более по театральным пьесам), но благодаря расстановке актеров, позам и выражениям лиц каждый кадр так и просится «в рамку» — потрясает выразительностью.
    Без замечательных мизансцен не было бы фильма. Но основное содержание сатирической комедии, конечно, не они, а диалоги. Диалоги здесь живые, естественные, но — недостаточно тонкие и недостаточно яркие для комедии. Во всяком случае, до блеска признанных мастеров — Рязанова, Данелии — они, к сожалению, не дотягивают.
    Но этим составляющие фильма не исчерпываются. Пока что речь шла только об отдельных кирпичиках, из которых складывается картина. Но есть еще такая вещь как композиция в целом — то, на чем часто спотыкались советские режиссеры (и что стало камнем преткновения для режиссеров российских). И вот тут фильм дает сто очков вперед многим другим, в том числе выдающимся, советским комедиям. Картина идеально держит внимание — нигде не провисает, не замирает, заскучать в принципе невозможно. Композиция фильма довольно прихотлива — сюжет развивается параллельно в двух квартирах одного недавно заселенного дома. В каждой из квартир имеется свой глава семейства, его жена и ребенок. В обеих квартирах празднуют старый новый год — соответственно, присутствуют также гости. В обеих квартирах назревает конфликт между главой семьи и женой, в который против воли вмешиваются и гости. Главные герои принадлежат к диаметрально различным социальным слоям: один — рабочий на фабрике игрушек, другой — ученый. Оба считают себя цельными людьми со сложившимися жизненными позициями, правда, первый вполне доволен своим существованием, а второй — нет. Однако обоими недовольны жены. Конфликт переходит в ссору, оба уходят из дома — чтобы встретиться в бане, где, вдоволь нараскрывав друг другу душу, понимают что-то ранее неведомое и о своих женах, и о себе самих. Особую роль в драме играют дети — поначалу они производят впечатление ужасных, избалованных созданий, но, как выясняется потом, — просто отражают самые мерзкие черты своих, на первый взгляд таких «правильных», отцов.
    Удивительная деталь: этот фильм во многом схож с другой картиной, снятой несколько раньше (но позже спектакля!). Речь идет о «Неоконченной пьесе для механического пианино» Н. Михалкова. Есть и чисто формальное сходство (Александр Калягин в главной роли, и пианино как художественная деталь в «Старом новом годе» тоже есть), и по сути — главный герой кипит от презрения к окружающим людишкам, говорит такие внешне правильные речи — а на поверку оказывается не лучше остальных. Вероятно, Михалков и Адабашьян испытали некоторое влияние пьесы и спектакля в работе над своим сценарием (что никак не умаляет достоинств последнего).
    Неожиданно и очень удачно на вступительные титры легла песня Сергея Никитина «Снег идет». Потом и сам Никитин появляется в кадре собственной персоной, в крошечном эпизоде — зато с женой :)
    Подводя итог, надо сказать, что в целом — фильм очень хороший. Главное — это комедия, и комедия смешная — несмотря на некоторую «прямолинейность» диалогов и актерской игры. Ни один недостаток фильма не обращает на себя чрезмерного внимания, а к концу их просто перестаешь замечать — признак истинного успеха картины.


Описание диска у меня на сайте
Tags: Кино, Рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments