Alexey (pipopolam) wrote,
Alexey
pipopolam

Category:
  • Location:
  • Music:

«Рассекая волны» (“Breaking the Waves”), Ларс фон Триер, 1996

    Легендарный фильм одного из самых «фестивально любимых» режиссеров 90-х годов.
    Это не первый фильм Триера, который мне пришлось посмотреть. Ранее я видел «Догвилль», который мне понравился, но не как развлечение или зрелище, а как фильм-идея, и в этом смысле я считаю его одним из сильнейших кинопроизведений последних лет двадцати.
    «Рассекая волны», как и более поздний «Догвилль», — фильм-притча, впрочем, в отличие от последнего, снятый в совершенно реалистичной манере. Сюжет довольно прост: в суровой протестантской общине некая девушка Бесс выходит замуж за нефтебурильщика Яна. На вышке случается авария — и Ян остается парализованным. Он не может двигаться, но очень хочет жить. И чтобы не потерять волю к жизни, он просит жену… найти себе другого мужчину, а потом рассказывать ему, Яну, во всех подробностях, как она будет заниматься с тем, другим, любовью. Бесс девушка не простая — она уверена, что слышит глас божий, и Бог ей говорит, что если она любит Яна, то должна доказать свою любовь. И она доказывает.
    Говорить о техническом уровне фильма бессмысленно — картины признанного мастера Триера настолько совершенны, что на формальное качество просто не обращаешь внимания. Это не актерский фильм, и даже «режиссерским» его назвать нельзя — это просто идеально рассказанная история. К истории, то есть к сценарию, тоже нет никаких претензий — она сколь проста, столь совершенна. Остается идейная составляющая — о ней и стоит поговорить.
    Как я уже сказал, «Догвилль» в свое время меня пробрал — настолько ясно и просто выраженная мысль о сущности человеческой, как выяснилось, производит огромное впечатление. В «Волнах» идея несколько более замысловатая, возвышенная и… более банальная. «Догвилль», при все стилистической необычности, абсолютно реалистичен. «Рассекая волны» прост по стилю, но в сюжете присутствует «толстый» намек на действие потусторонних (на самом деле — божественных) сил. Мысль о божьем промысле присутствует и в нравственном посыле фильма. И с этой точки зрения я не могу оценить картину без изрядной субъективности — заигрывание с религиозными идеями мне чаще кажется чем-то искусственным, приемом исключительно на потребу публике. Люди верующие наверняка со мной не согласятся. Кстати, очень заметно влияние «Волн» на недавнюю громкую картину Павла Лунгина «Остров».
    Но религиозная составляющая — не все, чем идейно богат фильм. Если отрешиться от «божественных идей», то и тогда в сухой остаток выпадает немало — мысль о противопоставлении индивида и общины, призыв игнорировать моральные и все прочие устои «стаи», жить своим — не умом, а чувством. А вот с этой идеей — именно в той форме, в какой она преподнесена в фильме — я уже готов спорить принципиально. Самостоятельность, независимость — конечно, полезные качества, но неуважение к коллективу — уже, на мой взгляд, признак глупости (этого неуважения нет в героине, но оно отчетливо сквозит в режиссерском отношении к героям). Презрение устоев — опасная тропинка, которая чаще ведет в болото. Героиня не ошиблась (во всяком случае, так думает автор), но в жизни, как правило, бывает иначе.
    Фильм, конечно, стоит смотреть, хотя бы за кинематографическое совершенство. Он показался мне не столь идейно острым, как «Догвилль», но большинство зрителей, судя по отзывам, со мной не согласны. Так что «Рассекая волны» стоит посмотреть в любом случае.

Описание диска у меня на сайте
Tags: Кино, Рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments