Alexey (pipopolam) wrote,
Alexey
pipopolam

Category:
  • Location:
  • Music:

«Слуга государев», Олег Рясков, 2007

    Это не первый НРБ (новый русский блокбастер) в жанре исторической постановки. Первым, и самым знаменитым, был, конечно же, «Турецкий гамбит». Мнения о «Гамбите» были разные, но в нем, на мой взгляд, налицо были крепкая режиссура, приличная актерская игра и более-менее строгий детективный сюжет. Фильм, однако, ругали (и справедливо) за «комиксовость» в ущерб смыслу, массу ошибок в исторических деталях, и кое-какие другие моменты, касающиеся содержания.
     «Слуга государев» — судя по всему, была попытка создать первое в постсоветской России настоящее, «взрослое» историческое кино. Время действия — петровские времена — очень подходящая (во всяком случае, популярная) эпоха для воспитания патриотического чувства. Собственно «взрослость» фильма заключается в чрезвычайно скрупулезном отношении к воссозданию исторических деталей: и декорации, и костюмы, и реквизит, и грим — все выглядит совсем «по-настоящему», то есть практически так же, как в западных блокбастерах. Если упомянуть также хорошую операторскую работу, вменяемый неклиповый монтаж, среднекрепкую актерскую игру, ненавязчивую, но адекватную музыку, то становится понятно, что фильм в техническом отношении действительно соответствует приличному мировому уровню. Однако, к сожалению, на этом достоинства картины и заканчиваются.
     Самое слабое место фильма — сюжет. Но проблемы здесь несколько не те, что обычно присутствуют в НРБ. Все сюжетные линии в фильме вполне ясны и закончены, без явных нестыковок. То, что происходит в картине, можно скорее охарактеризовать как «за деревьями леса не видно». Линий повествования много, в каждой из них имеется своя интрига, но они плохо клеятся в единое действо — по большому счету, каждая из них так и остается отдельной, не слишком захватывающей, историей. И таким образом не вполне понятно, о чем, собственно, фильм. Главный герой в картине — совершенно пассивный персонаж, практически ничего не делает, только наблюдает. Идейного развития его (которое, по всему, должно иметь место) совершенно, ни по каким признакам, не видно. Непонятно и что является главной сценой — то ли Полтавская битва, то ли развязка истории с «черным всадником», то ли дуэль.
     Приложив умственные усилия, можно понять что режиссер, наверное, задумывал фильм о высокомерном иностранце, который попадает в петровскую Россию и постепенно проникается уважением к этой стране. Увы, эпизоды, должные оказать наибольшее идейное влияние на француза, раскрыть ему «настоящую» Россию — выполнены хуже всего. Тут возникает вопрос уже о вкусе и чувстве меры режиссера — от этих сцен веет такой тошнотворной клюквой, что вызывает ассоциацию с худшими голливудовскими постановками «а-ля рюс». Поскольку эти сцены, вроде бы, и должны доносить основную мысль фильма, то, из-за их бездарности, фильм полностью рассыпается.
     Самая сложная и зрелищная сцена картины — Полтавская битва — выполнена слабо и вяло, и больше напоминает неудачно смонтированную военную хронику. Видимо, режиссеру не хватило бюджета для настоящего размаха, и не хватило мастерства, чтобы скрыть недостаток бюджета.
     Итого, фильм, наверное, понравится любителям исторического кино — за качественное воссоздание деталей старины. Фильм не понравится любителям крепкого, захватывающего сюжета — его в картине нет. Фильм не понравится любителям хорошей драмы — никаких «глубоких переживаний» тут тоже нет. На картину можно ссылаться как на эталон технического уровня, но не более того. По большому счету, это недокино.

Описание диска у меня на сайте
Tags: Кино, Рецензии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments